После получения наставлений, чтобы использовать этот метод, мы должны неустанно делать гуру-йогу, если возможно, по несколько раз. Никогда не бывает, чтобы мы делали гуру-йогу слишком много. Если мы научились правильно делать гуру-йогу, мы можем также делать ее очень простым способом. Если мы изучили очень сложный метод, с визуализациями, мудрами, мантрами и т. д., мы, может быть, иногда и не сможем ее сделать или у нас не будет соответствующих условий. Например, мы не можем делать ее в автобусе, или в офисе, это было бы не серьезно. Когда у нас есть возможность, мы используем ее, чтобы практиковать коллективно вместо курения, выпивки и бессмысленной многочасовой болтовни. Но если у нас нет такой возможности, мы можем делать ее очень простым способом. Например, если мы хотим стать практикующими Дзогчен, мы должны стараться просыпаться утром с А; если это возможно, мы произносим звук А (если мы спим с кем-то, то лучше этого не делать, чтобы не мешать другому человеку. В этом случае мы произносим А внутренне, поскольку мы чувствуем ту же самую вибрацию.) Звук помогает чувствовать более живые вибрации. Белое сияющее А в пятицветном тигле появляется в центре тела (тибетская буква А или, если мы не знаем, как она выглядит, то А европейских современных языков.) А - это звук, и его форма представляет звук. Для того, кто не знает тибетской буквы А, хотя это А, оно не имеет ценности или не действенно. В этом случае лучше применять латинское А. Мы остаемся в этом присутствии, понимая, что оно представляет наше изначальное измерение, т. е. наш потенциал. Но изначальное состояние открывается или пробуждается посредством передачи, данной мастером. Так что, белое А представляет мастера. Поэтому оказаться на момент в белом А означает пребывание в передаче, в гуру-йоге.
Вы видите, это то, что мы можем делать все время, не только когда мы просыпаемся утром, но и на протяжении дня, когда мы находимся в офисе, когда мы ходим, когда ведем машину, когда едем в автобусе. Поначалу мы делаем визуализацию, но потом нам следует расслабиться: мы остаемся просто в этой ясности, мы все объединяем с этим присутствием. Это означает интеграцию с созерцанием, это означает гуру-йогу. Как кто-то может сказать: “Я не могу делать гуру-йогу”? Мы можем делать эту практику даже сотни раз в день. Чем больше мы ее делаем, тем больше у нас шанс развить передачу. Таким образом мы развиваем ясность. Так что очень важно делать гуру-йогу. Мы должны освоить различные методы и, прежде всего, помнить самый простейший из них. Потом же, когда у нас появится возможность, мы можем также выполнять и более сложные методы. НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ